Коллекция арт-парка Никола-Ленивец
Здесь рассказывается как начиналась коллекция, что в нее входит и есть информация о каждом арт-объекте
Более 30 объектов современного искусства в постоянной экспозиции
Первый лэнд-арт проект был создан в парке в 2000 году Николаем Полисским вместе с местными жителями и назывался «Снеговики». Затем, также в 2000-м, появился другой объект «Спасская башня».

Позже, в 2004 году, появился первый долговечный объект. 18-метровый «Маяк» на Угре, ставший в последствии символом Никола-Ленивца, возвели за три месяца без единого гвоздя, но с использованием металлического каркаса.
За все время на территории арт-парка создано более 100 объектов современного искусства
Никола-Ленивец открыт для творческих экспериментов и постоянно пополняется объектами искусства. Это единственное в России место, где представлены ландшафтные инсталляции лучших российских и зарубежных авторов. Многие арт-объекты Никола-Ленивца стали знаковыми для современной культуры. Ежегодно арт-парк производит 5 - 6 объектов современного искусства.

Мы рады гостям, которые приезжают увидеть искусство, вписанное в ландшафт. Приезжая в Никола-Ленивец, вы становитесь частью этого места.
Арка Бернаскони, АБ BERNASCONI, Архстояние 2012
Арка – это архитектурно-пространственное исследование, она стоит на границе леса и поля. Это гибрид, выполняющий несколько функций: портал, триумфальная арка, смотровая площадка, бар, колодец.
Белые ворота, Николай Полисский, Архстояние 2016
Сама арка из античности — это символ триумфа победы, однако, этот смысл уже давно утратил своё значение. Триумфальные арки воспринимаются как просто часть архитектурного ансамбля столиц и исторических городов, а сообщение о военной мощи потеряло прежний смысл. Наполнение формы новыми смыслами художник совершает через выбор материала.
Бельведер Звизжский, Алексей Козырь, Архстояние 2015
Алексей Козырь сделал автобусную остановку для Звизжей. Остановка находится при въезде, и давно стала центром молодежной жизни деревни. Архитектор назвал свой проект — медитативное пространство «Бельведер Звизжский».
Блиндаж, Алексей Козырь, Архстояние 2006
Проект создан для фестиваля Архстояние в 2006 году.
Борьба дятлов с долгоносиками, Николай Полисский, Архстояние 2009
Вечная борьба на границе леса у дороги. Объект находится на реконструкции.
Вилла ПО2, АБ Александр Бродский. Архстояние 2017
Инсталляция «Вилла ПО-2» – это предисловие к появлению маленького домика с таким же названием, который скоро будет построен неподалеку. Эта очень компактная снаружи вилла состоит из всем знакомых бетонных заборных плит ПО-2, а внутри полностью деревянная. Это гостевой домик, в котором, несмотря на компактность, смогут одновременно разместиться человек 10. Рассчитан на все времена года.
Вселенский разум, Николай Полисский, 2012
Арт-объект Николая Полисского «Вселенский Разум» – огромный деревянный мозг на подиуме, к которому ведёт величественная колоннада. Самая масштабная инсталляция, когда–либо созданная Николаем Полисским, продолжает его научную серию. Сохраняя преданность натуральным материалам, Полисский предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы.
Геомантика и уранография, Сергей де Рокамболь и Анна Николаева, Архстояние 2010
Сергей де Рокамболь: «В Никола-Ленивце мы сделали три лабиринта и шесть кострищ, расположенных геомантическим знаком Conjuctio (Соединение). Это моя художественная интерпретация реально существующей зодиакальной структуры. Два классических семивитковых лабиринта из камня — правозакрученный «мужской» и левозакрученный «женский». И в том, и в другом лабиринте ключ лабиринта обозначен десятью крупными валунами.
Городище, Николай Полисский, 2012
Художественная реплика священного пространства, которое погружает зрителя в атмосферу древних ритуалов.
ДК Звизжи, АБ ARCHPOINT, Архстояние 2015
Бюро переделали вход в ДК Звизжи. Авторы проекта вдохновились народными промыслами, в частности, деревянной «птицей счастья», в которой крылья и хвост раскрываются веером.
Дом над лесом, Анна Щетинина, Архстояние 2008
По мнению автора, граница там, где предел восприятия. Дом вознесен над лесом и таким образом позволяет зрителю, гостю дома, расширить границы созерцания. Этот объект – аллегория того образа как можно жить в лесу с видом на поле. Достаточно элегантная, но фундаментальная конструкция держит маленький кубический объем, где можно отдохнуть. Внутри дома находятся две скамьи от стены до стены и стол по центру. Сам по себе объект является типом экстремального жилища.
Дом с люстрой, АБ ХВОЯ, Архстояние 2017
Главным элементом дома является люстра. Она расположена в пространстве фонаря верхнего света и светит как внутрь здания, так и наружу. Всем прохожим видно, что внутри уютно, но при этом жизнь обитателей полностью скрыта от глаз посторонних. Дом освещается верхним светом или люстрой в темное время суток.
Жар-птица, Николай Полисский, Архстояние 2008
Объект, символом которого является и двуглавый орёл, и сказочная жар-птица. Объект предназначен для просмотра во время горения. В его тело закладывается грузовик дров и поджигается. Под музыку и регулируя поддув из орлиных голов и крыльев вылетают искры и пламя.
Кибитка 32 053, Юрий Муравицкий и Рустам Керимов (АБ А-ГА), Архстояние 2017
С точки зрения архитектуры объект представляет собой одновременно и сцену, и полноценную жилую ячейку, построенную на основе модели автобуса ПАЗ 32 053. С торца предусмотрен вход, один из продольных фасадов украшен витражным остеклением, противоположный фасад глухой, вдоль него в интерьере располагаются все функциональные помещения: с/у, гардероб, кухня, матрасы для сна и т. п. С помощью системы тканей и занавесов, специального освещения жилой модуль в считанные секунды становится сценой для игры актеров и может быть трансформирован обратно в жилой дом. Актерам больше не нужно возвращаться домой, и сама их жизнь протекает на сцене.


Без названия (Кровать Бродского), Александр Бродский, Надежда Корбут, Архстояние 2006
Арт-объект выполнен из деревянных досок и бруса (ограда, кровать, подушка). Установлен на склоне холма над рекой Угрой.
Ленивый зиккурат, Проектная группа ПОЛЕ-ДИЗАЙН, Архстояние 2014
Ленивый Зиккурат — попытка сделать не деревянную «неархитектуру», но «вырастить» объём из клетей-«кубиков», без затей и смыслов, поднимая один на другой, следуя только правилам рубки, сборки и совсем немного здравому смыслу.
Личная вселенная № 5, Дмитрий Жуков, Архстояние 2016
Пространство, в котором могут одновременно находиться два человека, оборачивается вокруг «беглецов», затягиваясь как узел, отрезает от внешнего мира.

Маяк, Николай Полисский, 2004
Один из самых известных арт-объектов парка, стоящий на высоком живописном берегу реки Угры, которая изгибается в этом месте почти на 90 градусов.

Мост, АБ WOWHAUS. Архстояние 2016
От деревни Звизжи до ландшафтного парка Никола-Ленивца по прямой – рукой подать. Но все идут в обход, так как на их пути – река.

Мостки, Дмитрий Гутов, Архстояние 2010
Дмитрий Гутов: «Хорошо, когда художнику дают жёсткое задание, это тебя отрезает от необходимости неэффективно тратить силы на выдумывание лишних ненужных вещей».
Музей сельского труда, Сергей Чобан, Агния Стерлигова, Архстояние 201
Музей сельского труда представляет собой башню, размещенную в картофельном поле неподалеку от деревни Звизжи, задуманную, как въездной з
Николино ухо, Владислав Савинкин, Владимир Кузьмин, Архстояние 2006
Широкий раструб ухообразной формы с сидением в «глубине», расположенный на кромке склона; закрытый со стороны попадания в него и максимально раскрытый в сторону реки и «далей».
Обитаемое вещество, Дмитрий и Елена Каварга, Архстояние 2016
«Обитаемое вещество» было задумано и воплощено как плод взаимопроникновения объекта искусства и архитектуры.
Павильон шишек, Адриан Гезе и АБ West 8, Архстояние 2007
Павильон без крыши, ограниченный стенами из сосновых шишек.
Позолоченный телец, Василий Щетинин, Архстояние 2009
Идея проекта питается с одной стороны библейским сюжетом о спасительном Ноевом ковчеге, а с другой стороны апеллирует к образу агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull (Бык с Уолл-стрит).
Ротонда, Александр Бродский, Архстояние 2009
Ротонда — это небольшой дом среди поля.
Сарай, АБ Проект Меганом, Архстояние 2006
Проект для фестиваля «Архстояние» 2006.
Сарай Сараев, АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, АРТ-ГРУППА MISSISSIPPI, Архстояние 2011
Жизнь сарая — это застывшие и забытые предметы внутри и снаружи его.
Сельпо, Николай Полисский, Архстояние 2015
Николай Полисский превратил руины бывшего магазина в тотальную скульптуру: бетонные стены покрылись сложной фактурой из деревянных блоков, напоминающей затерянный храм древней цивилизации.
Скорая тропа/FAST TRACK, АБ SALTO, Архстояние 2012
«Скорая Тропа» — интегральная часть инфраструктуры парка, это и дорога, и инсталляция одновременн
Стена сарая, Сана Бориева, Архстояние 2011
Этот объект — символ простоты.
Теневой павильон, Ирина Корина и Илья Вознесенский, Архстояние 2016
Перед нами одна из самых крупных шишек . Ее высота составляет 5,6 м, а общая площадь составляет 3,8 кв.м. Основное отличие формообразования этой шишки - металлический скелет и оборонительные щиты из которых и складывается поверхность ее корпуса.
Удаленный офис, Александр Константинов, Архстояние 2010
Удалённый офис является чем-то вроде среднего арифметического между башней из слоновой кости западного архитектора, работающего у себя в суперсовременной студии, и избушки отшельника, в глуши размышляющего над судьбами мира и отправляющего плоды своих изысканий по интернету.
Функциональное мычание, Оскар Мадера, Архстояние 2011
«Мычание» — теоретический проект, в нём определён предел возможностей сарая меняться в ответ на функциональные требования.
Штаб, Арт-группа "АЛЫЧА", Архстояние 2017
Изначально была идея создания спрятанного от всех скейт-спота, штаба, куда можно приезжать кататься, общаться и отключаться от всего лишнего.
Штурм неба, АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, Архстояние 2012
Это деревянная лиственничная структура , созданная из одинаковых лестничных модулей.
Made on
Tilda