Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
арт-дом «Кибитка 32 053»

Юрий Муравицкий, Рустам Керимов

Архстояние 2017, «Как жить?»


Мобильный арт-дом Кибитка, созданный по проекту архитекторов Юрия Муравицкого и Рустама Керимова к фестивалю АрхСтояние 2017 года на тему «Как жить?», который представляет собой переоборудованный в жилую ячейку автобус модели ПАЗ-3205, обращает нас к многовековой истории театра, а именно к феномену передвижного, или странствующего, театра, зародившемуся еще в эпоху Античности и получившему широкое распространение в Средние века, невзирая на гонения со стороны христианской церкви, а также ставит философский вопрос о границах человеческого восприятия.


Передвижной театр – один из самых романтичных образов в мировой культуре. Это обусловлено не только тем, что он напрямую связан с темой пути, романтичной по определению, но и с нонконформистским, можно даже сказать, подвижническим характером актерской деятельности во времена Средневековья, когда театральное искусство считалось ересью, а лицедеев клеймили детьми Сатаны и Вавилонской блудницы. В XX веке образ странствующего театра оказался в фокусе внимания многих архитекторов, писателей, кинорежиссеров. Можно вспомнить «Седьмую печать» Ингмара Бергмана, где артисты бродячей труппы изображены безгрешными ангелами, несущими любовь и утешение, – недаром в конце фильма рыцарь Антониус Блок договаривается со Смертью об их спасении, жертвуя собой. На ум приходит и знаменитый плавучий Театр Мира Альдо Росси, который был построен специально к Венецианской биеннале архитектуры 1980 года, ставший символом объединяющей и гуманизирующей роли искусства. А великая трагикомедия Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», где происходящее на сцене перепутано с реальностью? Известная фраза Актера оттуда: «[Мы] представляем на сцене то, что происходит вне ее. В чем есть некий род единства – если смотреть на всякий вход как на выход куда-то».


Цитата из Стоппарда вполне могла бы служить девизом проекта Муравицкого и Керимова. Их «Кибитка» является одновременно и зрительным залом, и сценой – в ней и живут, и играют (в день открытия фестиваля АрхСтояние 2017 года там ставили пьесу). Архитекторы, по сути, взяли за основу концепцию бумажного проекта Александра Бродского и Ильи Уткина «Театр без сцены» 1986 года, за- метно ее усложнив и насытив всевозможными реминисценциями – из того же Стоппарда, из Луиса Бунюэля (фильм «Скромное обаяние буржуазии»), и сделали очень камерную, но глубокую по смыслу вещь, манифестирующую двойственность бытия, т.е. невозможность отделиться от мира и в то же время полностью слиться с ним, и намекающую на субъективный характер всякого чувственного опыта – мы видим лишь то, что нам дано/позволено увидеть.


Жить в этом рассчитанном на четырех человек фургончике довольно комфортно, только не забывайте зашторивать панорамное окно.


Габариты: длина 12 м, ширина 2,4 м