АРХИТЕКТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ АЛЕКСЕЯ КОЗЫРЯ
Архстояние 2023, «игра в предсказания»
Морской контейнер в качестве модульного блока архитектурного сооружения – тема в целом избитая. Однако еще ни один архитектор не предлагал превратить такой контейнер в ковчег воспоминаний и закопать его под землей.
Идею продюсера Архстояния Юлии Бычковой о создании капсулы, которая вместила бы послания резидентов и гостей Никола-Ленивца постаревшим себе (всего на 27 лет, впрочем), архитектор Алексей Козырь, с молодых лет неравнодушный к морским сюжетам и неоднократно сотрудничавший с известным художником и бывшим подводником Александром Пономаревым, интерпретировал как всегда своеобразно. Арт-объект Козыря и его мастерской – не просто капсула, а множество стеклянных колб (их более 1 500) с записками и всевозможными артефактами, помещенными туда людьми, которые приняли участие в перформансе. Колбы спрятаны в нишах здоровенного металлического ящика, своего рода колумбария чувств и надежд. Довольно точный, если задуматься, ответ и на запрос автора идеи, и на запрос куратора фестиваля в лице Антона Кочуркина, задавшего тему 2023 года – «Игра в предсказания».
Время после февраля 2022-го, с одной стороны, резко ускорилось, а с другой – многие процессы встали, замерли, прежде всего процессы духовные и ментальные, ведь будущее еще не наступило, а прошлое уже не вернуть (хотя на этот счет есть разные мнения). Значительная часть людей застряла между прошлым и грядущим, будучи не в силах расстаться с былыми идеалами и вместе с тем безуспешно пытаясь предугадать дальнейшее развитие событий. В такой ситуации, пожалуй, только и остается, что законсервировать свои страхи и мечты до более «ясных» времен.
Снаружи контейнер декорирован круглыми керамическими изразцами, созданными маленькими гостями фестиваля Архстояние Детское 2023 года. Разноцветные изразцы также содержат разные послания, чаще зашифрованные, вроде «Страха нет». Впрочем, до 2050 года этот роскошный керамический фриз – подлинный шедевр наивного искусства – никому не увидеть: после торжественной и невероятно трогательной церемонии захоронения капсулы Козыря в заблаговременно вырытый между Ротондой и Пьяным забором котлован, состоявшейся в последний день фестиваля – 30 июля, из земли торчат разве что приваренные к верхней части контейнера металлические кадки, в которых планируется высадить различные огородные культуры.
Пусть из всего потаенного, сокровенного произрастут огурцы да помидоры, и жизнь будет изобильной...
металл, керамика, свет
габариты: ширина 5,7 м, высота 2,5 м