Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
арт-дом «Дом-Антресоль»

АЛЕКСЕЙ ЛУКА

Архстояние 2020, «Лень»


Одним из арт-объектов, реализованных в рамках фестиваля «АрхСтояние» 2020 года, который был посвящен теме «Лень», стал «Дом-антресоль» московского архитектора и художника Алексея Луки. Словно бы чуть заваливающийся или, как кто-то скажет, лениво прислонившийся к склону оврага 1,5-этажный жилой дом на металлических сваях площадью 22 квадратных метра с «лоскутными» фасадами, которые сколочены из элементов, найденных в окружающих деревнях, концептуально отсылает к работам Александра Бродского, особенно к его «Павильону для водочных церемоний», построенному в 2003 году для фестиваля «Арт-Клязьма» из старых оконных рам. Но в произведении Луки нет свойственной Бродскому меланхолии – от «Дома-антресоли» веет теплом и уютом, праздником и эко-позитивом. Любопытно, что по соседству, буквально в 10–20 метрах, располагается «Вилла ПО-2» Александра Бродского, собранная, подобно конструктору, из типовых железобетонных ограждений – контраст, невзирая на единообразие подходов, разительный. Все дело в разнице смыслов.

Лейтмотивами в творчестве Алексея Луки, по его собственному признанию, являются экологичность, в данном случае выраженная в повторном использовании отделочных материалов, а также сохранение памяти об ушедших эпохах. Как пишет сам автор: «Материалы и объекты, утратившие изначальную функцию, но по-прежнему хранящие след своего прошлого, обретают новую жизнь, становясь одновременно эстетическими и практическими элементами “Дома-антресоли”». Невольно вспоминаются граждане Италии, на протяжении столетий по чуть-чуть растаскивавшие камни и всякие красивости с античных руин, – недаром в том же Риме порой можно встретить причудливейшие жилые дома с «инкрустированными» в фасады одинокими колоннами или кусками карнизов. Но тут важна интенция: одно дело деконструировать прошлое ради украшения собственного жилища, бездумно и безответственно мародерствовать, разрушая памятники, обладающие несомненной культурной ценностью, и совсем другое – когда художник из этических побуждений собирает осколки прошлого, большой ценности не имеющие, и соединяет их в нечто эстетически значимое. Впрочем, может ли такая «мозаика воспоминаний», которую создал Лука, считаться продуктом музеефикации – вопрос.

Интерьер «Дома-антресоли», напротив, невероятно цельный. Здесь есть аллюзии и на кубистов с их коллажами и ассамбляжами, и на советских авангардистов, и на школу «Баухаус». Каждый атрибут внутреннего убранства позиционируется как предмет искусства, который, тем не менее, можно потрогать, которым можно пользоваться. Ключевое слово здесь именно «потрогать»: пространство дома и визуально, и эргономически (взобраться по лестнице на антресольный этаж можно лишь на четвереньках) располагает к тактильности. Если не думать об искусстве слишком много, здесь можно прекрасно отдохнуть.

артефакты (заборы, кровли, наличники)
Габариты: 7 х 7 х 7,2 м