Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
арт-дом «Воздухопровод»
АРТ-ГРУППА АЛЫЧА
АЛЕКСЕЙ ПАПИН, ИВАН ШЕВЧУК
Архстояние 2023, «игра в предсказание»

Второй по счету объект арт-группы Алыча Алексея Папина и Ивана Шевчука на территории арт-парка Никола-Ленивец – первым был Штаб, реализованный в рамках фестиваля Архстояние 2017 года на тему «Как жить?», – спрятан в лесу, в районе кемпинга к северу от «Версаля». Эта изящная маленькая вещь, вмещающая две спальные ячейки, соединенные витиеватым коридором, является одновременно чудом комбинаторики и дистопической фантазией о будущем. Но обо всем по порядку.

Интерьер и экстерьер здесь едины, чего достичь очень непросто: металлические вентиляционные короба разного сечения и разной конфигурации, посаженные на свайный каркас и переплетающиеся на манер пищеварительного тракта, продолжаются вглубь дома, из фасадной декорации незаметно превращаясь в жилые помещения. Понять, как все устроено внутри, обходя объект снаружи, решительно невозможно, что, к слову, роднит это произведение со Штабом. Спаленки, несмотря на свои «японские», точнее, – крохотные размеры, очень уютны, а из одной открывается просто великолепный вид на лес.

Сами авторы говорят о Воздухопроводе как о «прототипе экономичного off-the- grid жилья». По их мнению, в будущем «чистый воздух станет роскошью, доступной только богатым... или сквоттерам, захватившим вентиляционные шахты и нагло ворующим дефицитный продукт». Собственно, жильцам арт-дома и предлагается примерить на себя роль таких вот сквоттеров. Опыт противоречивый, хотя и интересный. В любом случае хочется верить, что будущее, рисуемое Алычой, никогда не наступит, и воздуха будет с избытком хватать на всех.

Стоит добавить, что в работе Алычи прослеживается любопытная архитектурная реминисценция. В начале 1970-х два архитектора – один по фамилии Роджерс, другой по фамилии Пьяно – спроектировали в парижском квартале Бобур культурный центр, названный именем 19-го президента Франции Жоржа Помпиду. Обычно скрытые от глаз коммуникации будущие звезды мировой архитектуры вынесли на фасады и покрасили в разные цвета. Оплетенное трубами, словно змеями, знаковое произведение в стиле хай-тек знаковое произведение в стиле хай-тек в историческом центре французской столицы до сих пор провоцирует и удивляет. Папин и Шевчук поступили схожим образом, только преподнесли все под соусом борьбы за экологию и критики техногенности, то есть создали, по сути, манифест анти-хай-тека, идеологически противопоставленный Центру Помпиду.

металл, оцинкованная сталь, фанера, брус
габариты: 3,7 х 3,3 х 3 м