Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
арт-дом «Обелиск»

KATARSIS AB

петр советников, вера степанская

Архстояние 2023, «игра в предсказания»


Таинственный пирамидальный объем, сложенный из бруса 200 х 200 мм, высится посреди старых ив и молодых яблонь, к югу от инфоцентра и пожарного пруда, словно бы воплощая собой идею нерушимости, стабильности и деликатно оппонируя бочкообразной консоли из нержавейки Сергея Кузнецова, динамично торчащей из холма по соседству. На ум приходят сравнения с маяком, мемориалом и даже с «говорящей архитектурой» французских архитекторов- утопистов Этьена-Луи Булле и Клода-Николя Леду. Сами авторы из петербургского архитектурного бюро KATARSIS Петр Советников и Вера Степанская дают интерпретаторам подсказку из двух слов – «обелиск» и «кенотаф».

У древних египтян, от которых, если так можно выразиться, пошла мода на обелиски, последние имели сакральное значение и символизировали присутствие бога солнца, а также метафизическую связь правителя с солнечным богом.

В русской имперской традиции обелиск играл роль памятного знака – это мог быть мемориал павшим, монумент в ознаменование какой-нибудь военной победы, а то и вовсе формальный жест по случаю приезда «помазанника Божьего» куда-нибудь. Кенотаф же в дословном переводе с греческого – «пустая могила». Однако Советников и Степанская, разумеется, имели в виду не типологию, а конкретный проект – «кенотаф Ньютона», мегаломанскую фантазию Булле 1784 года, посвященную великому физику, которая представляет собой каменную сферу диаметром 150 м, наполовину утопленную в грандиозных размеров цилиндрический стереобат. Согласно замыслу Булле, через отверстия в оболочке сферы, складывающиеся в карту звездного неба, в дневное время должен был струиться солнечный свет. Описанный прием бюро KATARSIS и взяло на вооружение, устроив в кровле своего пирамидиона – так называют пирамидальное завершение обелиска – зенитный фонарь.

Лежа посреди сужающегося кверху пространства 8-метровой высоты, перспективу которого замыкает прямоугольник неба, можно испытать подлинный катарсис – отсюда и название арт-дома петербургского тандема (а не от имени бюро, как можно было бы подумать). Хотя, возможно, этому сооружению больше подошло бы название «Ловец солнца», ведь оно, подобно древнеегипетскому обелиску, этой магической антенне, аккумулирующей энергию солнца – недаром пирамидионы часто покрывали листами золота или бронзы, – служит проводником божественного. Тот же Булле, к слову, был убежден, что ничто иное не способно вызывать такое острое переживание присутствия божественного, как солнечный свет.
Можно утверждать, что бюро KATARSIS удалось, задействуя минимум средств художественной выразительности, соединить в одном объекте дохристианскую мифологию, эстетику бумажной архитектуры эпохи Просвещения и русскую имперскую традицию, если угодно, организовать молчаливый диалог трех умерших империй. Рабочее название проекта звучало как «Русское имперское». Правильно, что от него отказались – это про имперское вообще... и про то, что всякая империя конечна.

Лиственница, металл, бетон
Габариты: 6 х 5 х 9м