Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
Обитаемое вещество

Дмитрий и Елена Каварга

Архстояние 2016, «Убежище»


до 2016 года территории «бобур», где творил николай полисский, и «версаль», подконтрольный «арт-сепаратистам» в лице антона кочуркина и юлии бычковой, не были соединены напрямую ни физически, ни концептуально. к архстоянию 2016 было принято решение проложить новый маршрут, главным аттракционом которого должно было стать обитаемое вещество — первый в никола-ленивце объект из синтетических материалов.


сама идея — создать из синтетических материалов природную форму, которая, с одной стороны, символизировала бы взаимопроникновение искусства и архитектуры, а с другой стороны, ставила бы вопрос о том, является ли гармония чисто эстетической категорией, или же пластиковый цветок, даже самый совершенный, никогда не «приживется» в настоящем саду, — придумалась легко. будто бы вывернутая наизнанку биоморфная архитектура воспринималась как живой организм, несмотря на свое искусственное происхождение, и в этом таился парадокс, привлекающий внимание.


это хлипкое на первый взгляд строение причудливых очертаний, вызывающее в памяти не то чудовищную биомассу из аниме «акира», которая поглощает всю материю вокруг себя, не то кровожадного инопланетянина из незабвенного хоррора джона карпентера «нечто», на самом деле сверхустойчиво. однако это качество обитаемое вещество приобрело уже под конец постройки, в процессе проведя создателей через все круги ада.


«воображение конструировало картины полного провала, которые несколько раз материализовывались, — вспоминают художники. — каждая фаза выращивания обитаемого вещества сталкивала нас с новой проблемой, сквозь которую приходилось продираться наугад и в темпе».


так, тело вещества собирали из 200 м2 твердого пластика и около тонны полиэфирной смолы и стеклоткани. эти сверхпрочные материалы, способные выдержать длительное существование на болоте, во время работы требуют сухого тепла. в 2016 году погода оказалась совершенно неподходящей: стеклоткань высасывала из воздуха влагу, слоилась и отвисала под собственной тяжестью, заставляя переделывать целые пласты. ливни сменяла влажная жара, и во время монтажа внутри объекта художникам приходилось вдыхать свежий воздух через пластиковый шланг от электрической проводки.


процесс сборки занял четыре месяца, и финальные доработки велись уже во время фестиваля, что, впрочем, не помешало гостям начать освоение объекта.


концепция взаимодействия с объектом проста — это скульптура-убежище, в которую можно забраться и остаться там на какое-то время, осознавая себя живым существом внутри другого, непонятного и неопределимого искусственного существа. из побочных действий — состояние задумчивого зависания, оторванности от земной тверди и социальной суеты.


Габариты: ширина 15 м, высота 10 м