Тотан Кузембаев
Архстояние 2022, «Счастье»
29-метровая (а если считать листья искусственных пальм, венчающих сооружение, то 33-метровая) башня Тотана Кузембаева – первый арт-объект на новой территории, пролегающей в западной оконечности арт-парка, своеобразный сухопутный маяк, привлекающий внимание издалека.
Это сооружение, опирающееся на вбитые глубоко в землю металлические сваи и набранное из деревянных каннелюр разного диаметра, которые «стягивают» наклонные деревянные опоры, напоминает одновременно перевернутый рог изобилия и, как ни смешно, шурф. Аналогия с шурфом, пожалуй, даже более уместна.
На открытии Мавзолея Кузембаев сказал, что «лучший архитектор – это бумажный архитектор, который ничего не построил». Тем самым он, с одной стороны, сделал реверанс в сторону советской бумажной архитектуры 1980-х, а с другой – деликатно указал на тот факт, что строительная отрасль, наряду с нефтеперерабаты- вающей и энергетической отраслями, является одной из самых неблагополучных
в экологическом плане. К тому же его башня – это еще и ироническая рефлексия на мечту каждого архитектора воздвигнуть небоскреб, но экологическая тематика здесь явно превалирует. Что такое шурф? Вертикальная выработка, предназначенная для геологических изысканий. Бывает, что извлеченный из грунта «пирог» заключают в цилиндрическую стеклянную колбу – выглядит это точь-в-точь как никола-ленивецкий Мавзолей. В своем произведении Кузембаев наглядно показал, на что в реальности опираются человеческие мечты – на мусор, строительные и прочие отходы. он пробурил шурф в основании универсальной человеческой мечты о счастье и выставил его на всеобщее обозрение. Мечта – это почти всегда что-то воздушное и прекрасное, но в погоне за ней люди, часто бездумно, растрачивают ресурсы планеты.
Человек, покоряя природу, поворачивая реки вспять, потакая собственной мегаломании, на самом деле очень сильно вредит самому себе. Если обернуться назад, мы увидим выжженные леса, высохшие реки, разграбленные недра, горы пластика и так далее. При этом, что особенно печально, рай на Земле человечество так и не построило.
В тектонике Мавзолея нет привычных нам принципов построения архитектуры: дерево, пластик, кирпич, дырявые металлические листы, пивные бутылки и оазис из искусственных пальм как символ мечты о комфорте, и все это поднято в воздух с помощью причудливой, кокетливо изогнутой конструкции, которая, словно доска позора, беззвучно транслирует нам – «j’accuse!».
объект создан при поддержке Петра Олеговича Авена.
деревянный каркас, говяжьи кости, глина, пластик, кирпич, дырявые металлические листы, бутылки, искусственные цветы и пальмы
Габариты: 10 х 10 х 29 м