Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
Павильон заблуждений

ИРИНА КОРИНА, ИЛЬЯ ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Архстояние 2023, «игра в предсказания»


Сюрреалистичный дом-мираж у северной границы никола-ленивецкого «Версаля», придуманный знаменитой художницей и профессиональным сценографом Ириной Кориной, дважды лауреаткой премии «Инновация», и воплощенный архитектором Ильей Вознесенским, участником культовой творческой группы «Обледенение архитекторов», не имеет ни стен, ни удобств, там нельзя ни прилечь, ни отобедать. Внутри него произрастают деревья, а пустые проемы между стойками металло-каркаса заполнены узорчатыми тюлевыми занавесками – призрачно-белыми, кремовыми, лимонно-желтыми. И вместе с тем он есть. Зачем он есть...?

Это не воспоминание о каком-то конкретном доме, а скорее некое пограничное пространство между прошлым и будущим, или, как говорят сами авторы, «между предчувствием и воспоминанием, в настоящем не способное укрыть от внешнего мира». Можно сказать, что онейрическая поэтика Рене Магритта встречается здесь с вывернутой наизнанку материальностью Фрэнсиса Бэкона: при взгляде издали Павильон заблуждений навевает мысли об убежище, где тепло, уютно, сыто-пьяно, однако по мере приближения к инсталляции иллюзия постепенно развеивается, чтобы окончательно разбиться о реальность после попадания внутрь, где вы ощущаете себя абсолютно беззащитным, почти обнаженным, вы- ставленным на всеобщее обозрение, подобно персонажам «Скромного обаяния буржуазии» Луиса Бунюэля. Вероятно, неподготовленный человек, не знакомый с концепцией Кориной и не погруженный в контекст авангардного и актуального искусства, способен испытать от этого пространства одновременно чувство предательства и восторга.

Так зачем это странное сооружение? Что оно символизирует? Какую мораль несет этот художественный жест, если вообще несет? Можно предположить, что это аллегория нашего времени, зыбкого, полного неопределенности, того круговорота перемен, в который нас всех затянуло против воли. Мы и правда лишь актеры в кошмарной постановке, смысла которой не понимаем. Наше время – это пустота, которая прикидывается чем-то большим и которая обязательно будет наполнена... но точно не нам решать – чем. Ощутить себя в пустоте и осознать, что вы ничем не управляете и ничего не контролируете, ужаснуться этому факту и принять его как данность – вот зачем весь этот прекрасный и жестокий аттракцион.

Впрочем, у самого арт-парка Никола-Ленивец вполне конкретные планы по наполнению пространства Кориной: внутри со временем появится антресольный жилой блок. Стоит напомнить, что Вилла ПО-2 Александра Бродского тоже когда-то была всего лишь забором, за которым росли деревья. Только из павильона Кориной деревья никуда не исчезнут – так решил автор. Пожалуй, личная художественная вселенная, где вы и слуга, и царь, – лучшее укрытие из возможных.

ткань, металл, деревья
габариты: 10 х 6,6 х 6,8 м