Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
арт-дом «Вилла ПО-2»

Александр Бродский, Антон Тимофеев

Архстояние 2017, «Как жить?»


Архитектор-художник Александр Бродский, один из лидеров «бумажной архитектуры» 1980-х, лауреат многочисленных архитектурных и художественных премий, известен тем, что не очень любит комментировать свои работы. Он в этом смысле как режиссер Дэвид Линч, который морщится каждый раз, когда ему задают вопрос «о чем ваш фильм?». Это одновременно и подкупает, и огорчает – его творчество порой слишком уж таинственно. Особенно это касается «Виллы ПО-2», спроектированной им в соавторстве с Антоном Тимофеевым.

В телефонном комментарии автору статьи Александр Саввич сказал по поводу «Виллы ПО-2», что ему просто хотелось соединить в этом объекте образы итальянского палаццо и типовой ограждающей конструкции, спроектированной Борисом Лахманом в 1970-е. В качестве одного из прообразов он указал Палаццо Диаманти в Ферраре – памятник архитектуры Ренессанса рубежа XV–XVi веков, фасады которого украшает руст из мраморных квадров пирамидальной формы, напоминающих граненые алмазы.

Арт-дом Бродского в Никола-Ленивце навевает мысли о меланхолии, ностальгии, однако автор однозначно дал понять, что подобное направление мыслей ему не свойственно. Несомненно лишь то, что «Вилла ПО-2» – формальный эксперимент, и весьма остроумный, обнаруживающий парадоксальную на первый взгляд связь между возрожденческой традицией и позднесоветским контекстом. Казалось бы, где железобетонный брутализм эпохи Брежнева и где воспетая метафизиком Джорджо де Кирико солнечная Феррара? Но в культуре все переплетено. Она глобальна без глобализма... и всепроникающа. Высказывание Бродского, пожалуй, прежде всего о том, что красоту можно создать из всего – даже из элементов ПО-2.

Много лет назад, еще в 1990-е, Бродский спроектировал «Дворец для омаров» – ресторанный аквариум в неоклассическом обрамлении, полушутливую версию античного саркофага. Думаю, он, будучи человеком гуманным, просто хотел, чтобы обреченные на съедение омары проживали свои последние дни с шиком. «Вилла ПО-2» – произведение зрелого мастера. Здесь трудно заподозрить иронию. Однако тема «неуместного шика» прослеживается и тут. Его железобетонное палаццо воспринимается как такая мечта о роскоши в обстановке полураспада, как сказка о сытой Европе, неизведанной и вожделенной, рассказанная позднесоветским человеком самому себе единственным доступным ему языком, а именно – языком унификации. Вероятно, если бы в СССР периода застоя существовал аналог туземного культа карго, он проявлялся бы именно в такой форме... Но все это не точно.

Проживая в «Вилле ПО-2», вы не просто погрузитесь в удивительный художественный мир Александра Бродского, но сможете почувствовать себя нищим богачом, первым среди равных, перенестись в эпоху победившего эгалитаризма, но с комфортом и без ущерба для ментального здоровья.

плита ПО-2
Габариты: 8,1 х 3,4 х 6 м