Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
Тестовые заезды.
Настоящим экзаменом для команды «Никола-Ленивца» стали тестовые заезды групп людей с инвалидностью в арт-парк. Эти заезды позволили оценить проделанную работу по инклюзивной программе «Никола-Ленивец. Доступно. Для всех»: архитектурную и информационную доступность арт-парка, готовность его сотрудников работать с аудиториями с особыми потребностями. В течение 2021 года были организованы заезды нескольких групп в «Никола-Ленивец» — среди них группа людей с особенностями ментального развития, организованная фондом «Лучшие друзья», и группа слепоглухих людей, организованная фондом «Дом слепоглухих». Вот что рассказывают организаторы этих поездок.


Лизавета Петрова, координатор программы дружбы фонда «Лучшие друзья»:

«Наш выезд состоялся 23–24 июня 2021 года во время проведения фестиваля "Архстояние". В группе было 20 человек: 12 человек с инвалидностью, 7 волонтеров и сотрудник фонда.

От наших волонтеров поступило предложение организовать групповой выезд с палатками в лес. Организовать поездку в дикую природу без каких-либо удобств я была не готова — слишком рискованно. Поэтому от меня поступило компромиссное предложение, сочетающее в себе плюсы выезда на природу и необходимый уровень комфорта, — поездка в арт-парк "Никола-Ленивец". Мы знали, что "Никола-Ленивец" — это красивейшее место с интересными арт-объектами, развитой инфраструктурой: в нем есть кемпинг, доступные туалеты и душ, рядом имеются точки питания. Мы увидели, что скоро будет проходить интересный фестиваль "Архстояние". Связались с сотрудниками парка, и они максимально оперативно ответили на наш запрос, мы проговорили все логистические и организационные вопросы. Нам предоставили бесплатные входные билеты, скидку на проживание в кемпинге, мы оплатили проезд и питание.

По приезде нас встретили сразу и проводили к месту нашего проживания. Мы остановились в 10 больших палатках на подиуме. Было удобно, что все они располагались очень близко друг к другу. Мы один раз поели в кафе, но после готовили на костре, и это было намного лучше и интереснее. На "Архстоянии" было всё максимально доступно для нашей группы, ребята ходили на лекции, концерты, ночью дважды выходили на рейв по 40 минут.

Мы не максимально довольны этой поездкой, а в предельном восторге! Это был невероятный опыт для ребят. Они самостоятельно жили в лесу, селились по двое в палатках, сами готовили на костре, сами распределяли обязанности в группе, была свобода выбора. Люди выбирали мероприятия, на которые хотят пойти, кто из волонтеров фонда им составит компанию, или они могли отдохнуть и остаться в палатке. Могли пользоваться одноразовой посудой или своей. Так, один из волонтеров привез настоящий бокал для вина, которым дома ему не разрешают пользоваться, а здесь, в парке, он с удовольствием пил чай. Для ребят это был ценный опыт самостоятельной жизни. Ребята, конечно же, прониклись, атмосферой "Никола-Ленивца". Отдельно отмечу, что палатки и программа фестиваля — два плюса, ради которых стоит поехать в "Никола-Ленивец"».
Лена Федосеева, директор фонда «Дом слепоглухих»:

«Поездка была организована в последние выходные августа, то есть 28 и 29 августа.

Поездка прошла в рамках одной из наших программ, а именно в рамках программы развития инклюзивного туризма. Нам хотелось сделать выезд на два дня, переночевать в палатках, поучиться варить ужин на костре — в общем, помочь участникам проникнуться и полюбить жизнь туристов. Хотелось не только прийти, бросить палатки, переночевать и уйти, но и побывать при этом в интересном месте. В "Никола-Ленивце" как раз можно было познакомиться с арт-объектами. К тому же хотелось все же приобщиться и к инклюзивной программе, которую в этом году реализует арт-парк.

Поездка организовывалась с учетом того, что в ней будут принимать участие люди с нарушениями зрения и слуха, то есть группа формировалась таким образом, чтобы у каждого незрячего участника был сопровождающий, а глухие участники могли рассчитывать на помощь переводчика жестового языка. Формировали группу, определяли координаторов группы, распределяли обязанности по хозяйственным вопросам, прорабатывали маршрут, готовили инвентарь и т. д. Поездку согласовывали с администрацией арт-парка, выбирали даты, в которые будет немного других гостей. Администрация предоставила участникам группы бесплатно воспользоваться кемпами, что значительно облегчило жизнь участников — не нужно было искать и везти с собой палатки. Кемпы удобные, комфортные, расположены в хорошем месте, рядом со стационарным теплым туалетом и душем, что немаловажно и приятно в подобных туристических выездах.

Группа приехала к обеду субботы: расположилась в кемпах, готовила ужин на костре, распевала песни под гитару, знакомилась с арт-объектами, гуляла, наслаждалась природой арт-парка, отдыхала от городского шума и суеты.

Впечатления остались самые хорошие. Арт-парк — это особое место, в чем-то даже таинственное. Нахождение в этом месте дает ощущение умиротворения. Это замечали участники группы. Интересны были арт-объекты, часть из которых можно было потрогать руками и представить, как они выглядят. Такое "скопление" огромных экспонатов под открытым небом нигде не встретишь — это тоже понравилось. Конечно, трудно и непросто добираться до арт-парка своим ходом, а именно так добиралась большая часть нашей группы. Вот это не сильно понравилось, но поход есть поход.

Да, планируем приехать: хорошо бы зимой, чтобы покататься на лыжах и поваляться в чистейшем, негородском снегу, и летом тоже хорошо бы, к примеру, на фестиваль "Архстояние", чтобы выходные с палатками были еще интереснее».


Мнения экспертов об инклюзивной программе «Никола-Ленивца».
Динара Халикова, куратор социокультурных и инклюзивных проектов, член президиума Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России):

«Безусловно, то, что проделано "Никола-Ленивцем", достойно поддержки, многие даже побоятся на такое замахнуться, потому что сделать территорию, расположенную в естественном ландшафте, доступным парком — это задача очень трудная. Всегда критики будет больше, чем похвалы, и это тоже стимул для непрерывного развития. Надеюсь, этот кейс задаст тренд на инклюзию для многих других институций под открытым небом.

Отдельно хочется отметить то, что оценили многие люди с инвалидностью — деревянные тропинки, по которым комфортно перемещаться, ориентация на доступный кемпинг. Это очень классно, потому что дает возможность людям с инвалидностью проводить активный досуг в такой природной зоне. Этого не хватает сейчас!

Очень понравились тактильные модели и то, что не просто пригласили экспертов сделать модели, а провели целую школу, объединившую единомышленников, которые теперь будут воплощать свои навыки на практике и распространять знания дальше.
Я порекомендую "Никола-Ленивцу" сделать следующее — больше информировать свою аудиторию об инклюзивных возможностях парка, приглашая их к соучастию, и при организации нового конкурса на инклюзивный арт-объект заложить в техническое задание художникам обязательную консультацию с людьми с инвалидностью».

Алина Жекамухова, сотрудница отдела инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж», волонтерка интеграционных проектов для детей с ментальными особенностями:

«Мне кажется, очень важно понимать: то, что сделал "Никола-Ленивец", не делается за год-два. Это нереально. Важно помнить, что это первый шаг. Мне кажется, что команда арт-парка сделала большой шаг к тому, чтобы начать важную дискуссию в сфере инклюзии, и это заслуживает уважения. Конференции по инклюзии проходят не в каждом парке в России, поэтому, однозначно, "Никола-Ленивец" появился на моей инклюзивной карте.

Я дам две рекомендации команде. Если всё будет держаться на одном человеке, то все инклюзивные проекты будут неустойчивы. Важно создать культуру внутри организации, которая будет воспроизводить ценность инклюзии. Также очень важно поддерживать начатые преобразования, для этого стоит привлекать другие социальные институции, чтобы они были заинтересованы приехать сюда. Например, школы из близлежащих городов».
Мария Кравцова, главный редактор портала по искусству «Артгид»:

«Я бы хотела сказать об институциональных проблемах, которые выявил проект "Непроходимая чаща". Как известно, "Никола-Ленивец" выиграл президентский грант на реализацию большой инклюзивной программы. Этот грант подразумевал не только адаптацию территории парка для людей с инвалидностью, но и создание инклюзивного произведения искусства, авторов которого выбирали через специально объявленный конкурс. Проектом победителем была признана "Непроходимая чаща" Василисы Прокопчук и Евгения Брагина. Все вроде бы шло отлично. "Чаща" была реализована в рамках фестиваля "Архстояние", а ее уменьшенная копия представлена на Красной площади столицы в рамках проекта "Красный сад". Но, как все помнят, взаимодействие с этим объектом экспертов с инвалидностью закончилось его критикой, а сам объект был признан неинклюзивным. Я бы не спешила возлагать ответственность за эту ситуацию только на авторов объекта, на мой взгляд, она прежде всего лежит на организаторах конкурса. Дискуссия вокруг "Непроходимой чащи" подняла следующие важные для развития в нашей стране инклюзивных практик вопросы: зачем был объявлен конкурс на создание инклюзивного арт-объекта и что такое инклюзивный арт-объект вообще? Каковы были вводные, которые получали потенциальные участники конкурса и какова была экспертиза поданных проектов? Входили ли в жюри конкурса люди с опытом инвалидности? Каков был регламент выбора проекта-победителя?

И именно это делает такой кейс институциональным. Ведь мы говорим о правилах и регламентах, которые сейчас должны быть выработаны и лечь в основу работы различных институций. История с "Чащей" в очередной раз сделала очевидным тот факт, что любые "инклюзивные проекты" должны проходить двойную профессиональную экспертизу (на уровне проекта и по факту воплощения), а экспертами в таких случаях должны выступать люди с инвалидностью (и обсуждение самой возможности конкурса на "инклюзивное произведение" надо было начинать с ними).
Жюри подобных конкурсов также должно включать не только учредителей проекта, но и сторонних экспертов, желательно с разным опытом (и обязательно с опытом инвалидности, ведь речь идет об инклюзии). Ну и, конечно, нужно прояснить сам смысл словосочетания "инклюзивное произведение искусства" и понять, возможно ли оно в принципе».

Лада Ефимова, директор по внешним коммуникациям, благотворительный фонд «Антон тут рядом»:

«"Никола-Ленивец" сделал мощный рывок, создав дискуссионное пространство вокруг темы инклюзии в арт-парке — актуальное и значимое для опыта многих объектов и институций страны. Это пространство уже вовлекло к работе и диалогу и сообщества людей с инвалидностью, и сообщества профессионалов, и посетителей парка.

Сейчас, по сути, мы видим лишь старт работы по организации доступности: не сам факт ее наличия, а мощный горизонт для развития и корректировок со стороны сообществ. Команда парка организует среду, в которой в безопасности и комфорте себя может почувствовать каждый посетитель — это восхищает! Как и открытость и горизонтальность парка в работе над самим проектом.

Основная рекомендация — вовлечение дискриминируемых групп к процессу создания и адаптации программ доступности. И как экспертов, и как художников. Парк успел многое, но при помощи экспертов с инвалидностью сможет укрепить свои силы и компетенции».
Наталья Голубева, директор музея истории выксунского завода ОМК, координатор проекта «Выкса. Доступ есть» с 2018 года:

«Конечно, мне очень понравились тактильные модели, которые стоят рядом с арт-объектами. Они дают возможность людям с разными потребностями расширить границы восприятия арт-объектов и составить цельное представление о них. Мне понравилась архитектурная доступность парка. Мне очень понравились временные места проживания. Я думаю, что это очень удобно. Понравились туалеты и душевые. Я немножко в шоке от того, что так сильно расширятся возможности людей с инвалидностью. Вообще всё понравилось.

Единственное, на мой взгляд, за объектами нужно следить и поддерживать их в эстетическом состоянии, чтобы на них были приятно смотреть. Вот, например, вчера ходили на арт-объект "Звуки ветра", но часть труб упала — это может быть небезопасно. Видно, что многие объекты ветшают, а хочется, чтобы они были в хорошем состоянии».


Анастасия Скребцова, заместитель директора по экопросвещению и туризму в национальном парке «Куршская коса»:

«То, что сделал "Никола-Ленивец", — это очень хороший задел, который нужно довести до ума. В некоторых местах на дорожках необходимо сделать бортики, у дома "Антресоль", который позиционируется как доступный, стоит сделать перила. Мне понравились доступные туалеты, мне очень понравились тактильные модели. Некоторые модели даже превзошли оригиналы. Поэтому то направление, в котором движется "Никола-Ленивец", верное и тут у него большие перспективы для развития».

Made on
Tilda