Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
ИСКУССТВО ДЛЯ ВСЕХ.
Создание инклюзивного арт-объекта для фестиваля «Архстояние».
Для «Архстояния-2021» «Никола-Ленивец» впервые в своей практике предпринял попытку создать инклюзивный арт-объект. Для этого был объявлен открытый конкурс «ТРУДности Перевода» на создание художественной работы, которую «должны увидеть те, кто не может видеть, услышать те, кто не слышит, потрогать те, кто не имеет такой физической возможности».

Организаторы конкурса определили место расположения будущих арт-объектов, создали график мероприятий, написали положение конкурса, определили состав жюри, в который вошли: художник, основатель арт-парка «Никола-Ленивец» и фестиваля «Архстояние» Николай Полисский, архитектор, куратор фестиваля «Архстояние», руководитель проектной группы «8 Линий» Антон Кочуркин, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец» Иван Полисский, управляющий партнер парка «Никола-Ленивец», продюсер фестивалей «Архстояние» и «Архстояние Детское» Юлия Бычкова, менеджер проектов Благотворительного фонда «Гольфстрим», специалист по социокультурным проектам Анастасия Ключникова и куратор инклюзивной программы «Никола-Ленивец. Доступно. Для всех» Марина Потанина.
Затем была создана страница в интернете, на которой была подробно изложена информация о конкурсе: концепция, участники, условия и этапы проведения. Помимо этого, была сделана рассылка по базе художников, которые участвовали в конкурсах «Никола-Ленивца» в прежние годы, распространена информация о конкурсе среди студентов МАРХИ и МХПА им. С. Г. Строганова, а также сделана рассылка пресс-релиза по имеющейся базе СМИ.

Сбор заявок проводился с 8 декабря 2020 года по 31 января 2021 года, после этого присланные заявки проходили отбор у жюри с 1 по 14 февраля, 15 февраля был объявлен победитель, с 16 февраля по 23 июля разрабатывалась документация по арт-объекту и проводился его монтаж. 23–25 июля победивший арт-объект был представлен широкой аудитории на фестивале «Архстояние».


Шорт-лист.
Организаторы конкурса «ТРУДности Перевода» получили 262 заявки. В шорт-лист конкурса прошли следующие работы:

«Поляна аттракционов», Перекрестов Владимир

Кому из нас не хотелось разогнать облака, метнуть копье или деревянный шар, поорать от души и запустить воздушного змея? Теперь у вас есть возможность реализовать часть желаний.

«Дом-огород», Кротова Дарья

Дом-огород: конструкция в форме дома, вся усаженная ароматными и полезными растениями, цветами и травами.

«Спиральный мост», Комарова Татьяна

Арт-объект представляет собой смотровую площадку, построенную вокруг отдельно стоящего дерева. Конструкция предполагает деревянный каркас с металлическими элементами.

Fortezza, Ножова Екатерина

Fortezza — это возможность равноправного соучастия вне зависимости от возраста, здоровья, пола, душевного равновесия.

«Столпы», Лазарев Алексей, Чистяков Виталий, Штиль Евгения

Вертикаль с давних пор привлекала человека как самый простой способ организации пространства, как способ обозначить свое присутствие. Первые постройки, сохранившиеся до наших дней, — менгиры — представляют собой вертикально поставленные камни.
«Язык осязания», Кустов Андрей, Мороз Евгений

Язык осязания доступен каждому и не нуждается в переводе. Обволакивающие кожу, одежду, волосы потоки ветра ощутимы людьми и объединяют их независимо от их физических возможностей, национальности, интересов, культуры и возраста, потому что воздух общий для всех. Каждый из нас им дышит и чувствует его.

«Дрезина», Носуля Игорь, Носуля Айгуль, Чаркина Екатерина, Чупринин Егор

Тропинка Версаля перерастает в рельсы, на которых стоит дрезина. Дрезина — специальная тележка, передвигаемая механически по рельсам. Ее механизм создан человеческим умом и поэтому не имеет ограничений и уравнивает людей с разными особенностями в движении в пространстве.

«Круговращение», Малиновский Петр

Мы летим на огромном каменном шаре сквозь бесконечную вселенную в окружении миллиардов звезд, и этот шар — наш единственный дом. Для того чтобы напоминать самим себе об этом, необходимо построить модель земли в миниатюре. Пусть это будет что-то круглое, вращающееся, заросшее цветами и луговыми травами, пахнущее землей, большое.

«Коля в Николе, или "Точка отсчета"»‎, архитектурное бюро «А4»‎

Главная цель «Точки отсчета» — натолкнуть посетителей на переосмысление вещей, которые кажутся естественными, — окружение, образ жизни и всё то, что принимается как данность. Какими бы разными мы ни пришли на свет, какими бы разными мы ни были — жизнь человека одинаково ценна и уникальна.
Победитель.
Победителем конкурса стала работа Прокопчук Василисы Павловны и Брагина Евгения Евгеньевича «‎Непроходимая чаща». Непроходимая чаща — это комната цилиндрической формы с подвижными стенами из свисающих ветвей. «Мы принимаем как данность утверждение о том, что у человека всего пять органов чувств.

Однако, помимо всем известных чувств, которыми обладают не все из нас, каждый человек владеет внутренним чувством ориентирования в пространстве. Прогуливаясь по незнакомым лесным массивам, можно довольно легко потерять визуальные и звуковые ориентиры, будь то сломанное дерево, пересекающиеся тропинки или звук трассы вдали от леса.

Тем не менее, доверившись своей интуиции, человек способен найти выход даже из самой непроходимой чащи. Посетителю предоставляется возможность проложить свой путь сквозь подвижные стены из веток и оказаться на отчужденной лесной опушке, чтобы затем найти выход, полагаясь на свою интуицию».

Вот как жюри охарактеризовало работу:

Иван Полисский, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец»: «Проект, выбранный нами в качестве победителя, называется "‎Непроходимая чаща"‎. Инсталляция продолжает никола-ленивецкую традицию воссозданных пространств, подготовленных для созерцания через погружение. На концептуальном уровне проект рассказывает об инклюзии через телесное переживание сжимающего, обволакивающего пространства одиночества.

Я уверен, что "Чаща" окажется той самой средой, где одиночество может быть прочувствовано телом, и подозреваю, что все будут стараться пробраться сквозь чащу в поисках другого человека. Это направление, это усилие от сковывающего одиночества в сторону другого человека, наверное, и есть наилучшее объяснение, чем так важна инклюзия, а художники Василиса Прокопчук и Евгений Брагин смогли это передать».
Николай Полисский, художник, основатель арт-парка «Никола-Ленивец» и «Архстояния»: "Мы посмотрели много работ, есть хорошие. Нет некого совершенства, нужно работать с авторами, в чем-то их убеждать, корректировать, в чем-то с ними соглашаться. Это будет сотрудничество, из которого действительно может получиться органичная для "Никола-Ленивца" работа — новая, интересная. В работе "Непроходимая чаща" нужно будет приложить много усилий, потому что так просто ничего не получается. С молодежью очень интересно работать, и для меня важно, что проект будет создан из того материала, с которым можем помочь я и наши мастера».

Марина Потанина, куратор инклюзивной программы проекта «Никола-Ленивец. Доступно. Для всех»‎: «Работа, которую мы выбрали, создает предпосылки для развития инклюзии. Мы понимаем, что это сложный процесс, который требует сложения разных факторов, но тем не менее в этой работе инклюзия может получиться. Арт-объект доступен для людей с разными формами инвалидности. Его ценность также заключается в том, что он складывает предпосылки для коммуникации. Человек оказывается в лесу, думает, как из него выйти, встречает других людей, и, чтобы найти выход, они могут коммуницировать друг с другом вербально или тактильно».

Антон Кочуркин, архитектор, куратор фестиваля «Архстояние», руководитель проектной группы «8 Линий»: «Этот конкурс поставил трудную задачу перед авторами, так как было необходимо создать объект искусства с ярко выраженной авторской позицией, учитывая культурный контекст "Никола-Ленивца", и привнести инклюзию в произведение искусства, и это действительно сложная задача. Победивший проект показал баланс между инклюзией и искусством. Он тактильный, демонстрирует взаимодействие с природой и друг с другом».

Фото готового арт-объекта "Непроходимая чаща" на фестивале "Архстояние" можно посмотреть в разделе Фото итоги.
После конкурса.
Однако есть и альтернативные оценки победившего арт-объекта: «Работа "Непроходимая чаща" — не безопасный и не инклюзивный объект. Для того чтобы преодолеть этот объект, мне нужно одновременно руками толкать свою коляску, в этот же момент разгребать впереди стоящие бревна и следить, чтобы ни одно из бревен не попало мне по голове. Для незрячего человека это тоже небезопасная работа: в ней нет ориентиров, и поэтому он в ней потеряется. В этой работе человек с инвалидностью не сможет получить тот же опыт, что и человек без инвалидности», — комментирует арт-объект «Непроходимая чаща» Алёна Лёвина, художница, независимая кураторка, координаторка и соосновательница объединения «Женщины. Инвалидность. Феминизм».
Мнения относительно инклюзивности этой работы разделились. «Непроходимая чаща» вызвала много дискуссий и во время инклюзивной конференции в «Никола-Ленивце». В этом случае нет однозначного ответа относительно доступности этой работы, и эта ситуация амбивалентности создает позитивное напряжение, стимулирующее продолжать обсуждение вопроса «Что же такое инклюзивное искусство?».
Школа тактильных моделей.
С 20 по 30 сентября 2021 года «Никола-Ленивец» провел школу тактильных моделей. Тактильные модели — это уменьшенные подробные трехмерные копии различных объектов: зданий, природной территории или произведений искусства. Благодаря им незрячие и слабовидящие люди могут понять форму, структуру и размеры копируемых объектов. Однако люди без инвалидности всегда тоже с интересом изучают тактильные модели, потому что они позволяют с иных ракурсов изучить скопированный объект, что не всегда возможно сделать с реальным.

Арт-парк «Никола-Ленивец» решил не просто закупить тактильные модели, но использовал эту новую необходимость как повод еще раз обратиться к художникам, архитекторам и послать им важный сигнал — «развитый мир становится инклюзивным, мы как культурная институция поддерживаем этот тренд и предоставляем вам возможность приобрести новые навыки и компетенции, чтобы идти в ногу с современными тенденциями». Арт-парк «Никола-Ленивец» одновременно работает с многочисленными аудиториями, и важно уметь разговаривать с ними через разные каналы коммуникации, в том числе и через организации школы.

Мы привлекли в качестве основных педагогов Михаила и Ольгу Шу, основателей Мастерской тактильных моделей. Михаил и Ольга сделали много тактильных моделей для важных культурных институций. Среди них ГМИИ им. А. С. Пушкина, музей современного искусства «Гараж», Музей русского импрессионизма, Еврейский музей и центр толерантности и многие другие. Вместе с ними была разработана десятидневная программа для специалистов, работающих с макетами: художников, архитекторов, скульпторов, инженеров и дизайнеров. Программа включала двухдневную теоретическую часть, которая должна была максимально погрузить студентов в контекст работы с незрячими людьми, и практическую часть, на которой собственно студенты в команде с опытными педагогами создавали тактильные модели. Для теоретической части были приглашены в качестве лекторов сотрудница отдела инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства Оксана Осадчая, специалист по адаптации культурных инициатив для незрячих и слабовидящих посетителей Галя Новоторцева, руководитель программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Ксения Дмитриева.
Надо понимать, что 10 дней — это мало для создания тактильной модели, поэтому Михаил и Ольга Шу продумали логистику производства таким образом, чтобы ученики школы сосредоточились во время занятий на процессе сборки моделей. Михаил и Ольга для проведения школы привезли свои инструменты и заготовленные расходные материалы, а также использовали материалы, предоставленные сотрудниками «Никола-Ленивца».

«Никола-Ленивец» проработал важные организационные вопросы школы. Обучение и проживание на территории «Никола-Ленивца» было бесплатным для студентов, ученики платили только за питание и транспорт.

Для набора студентов организаторы школы создали страницу на Tilda, на которой разместили информацию о преподавателях, программе, условиях поступления и обучения и форму заявки на обучение. Была сделана рассылка с информацией по школе для всех художников, которые когда-либо участвовали в opencall'ах «Никола-Ленивца», и рассылка по имеющейся базе СМИ.

Набор участников проходил с 20 августа по 3 сентября 2021 года, за это время «Никола-Ленивец» получил 30 заявок. Михаил и Ольга Шу отобрали шесть человек, которые прошли обучение в школе тактильных моделей. Главными критериями отбора учеников стали наличие практического опыта создания трехмерных макетов и перспектива применения полученных знаний и навыков в будущем. Среди студентов оказались архитекторы, руководитель столярной мастерской, художник-керамист, специалист компании по благоустройству территорий.

За 10 дней студенты вместе с преподавателями успели собрать три тактильные модели арт-объектов «Никола-Ленивца» — «Ротонду» Александра Бродского, «Николино ухо» Владислава Савинкина и Владимира Кузьмина и «Арку Бернаскони», созданную архитектурным бюро BERNASCONI. Примечательно, что из-за архитектурных особенностей копируемых объектов все тактильные модели были сделаны из разных материалов с применением разных технологий, благодаря чему студенты смогли максимально расширить арсенал техник по решению подобных задач.

«Тактильные модели, в отличие от обычных макетов, изначально создаются для других целей. Они должны выдержать контакты с большим количеством людей, быть долговечными и в нашем случае выдерживать разные погодные условия, так как наши модели будут находиться на открытом воздухе. Также напоминаю, что наша основная задача — сформировать у незрячего человека правильный образ здания или арт-объекта, поэтому при проектировании модели мы сосредотачиваемся на передаче основных черт копируемого объекта, игнорируя все лишние детали, которые могут отвлечь от сути», — комментирует работы школы Михаил Шу.
Студенты оставили положительные отзывы о школе. Вот что они говорят.
Виктория Ковалева, художник-керамист: «Раньше мне не хватало знаний для создания инклюзивного искусства, инклюзивных моделей. Мне было радостно ощутить знакомство с новым для себя миром. Незрячий лектор Оксана Осадчая рассказала, как она воспринимает мир. В этой школе меня обучили, как я могу применить свои идеи и знания и адаптировать их для незрячих людей. Также я познакомилась с творческими, невероятно интересными людьми, очень вдохновляют наши преподаватели, они нам рассказали, с какими материалами лучше работать, какие технологии лучше применять. После обучения захотелось, чтобы мои художественные работы становились более тактильными. Также я занимаюсь UX/UI-дизайном, и мне было полезно узнать, как создавать продукты для незрячих людей».

Аня Манина, архитектор — студент МАРШ: «Когда я увидела, что тактильные модели более высокого качества, чем обычные, я пришла в восторг. Мне понравилась атмосфера в обучении: я никогда не думала, что с руководителем можно разговаривать на ты. Благодаря этому мы можем быстрее усвоить полученные знания».

Екатерина Панина, архитектор-студент: «Обучение было на высоте. Мне нравилось осознавать тот факт, что я нахожусь на природе, которая меня покорила еще в первый раз, когда я посетила "Никола-Ленивец". Мне нравится осознавать, что я здесь создаю настоящие арт-объекты. Михаил и Ольга Шу очень вовлечены в процесс и являются частью нашей команды. За это огромное им спасибо».


Иван Шевченко, гештальт-консультант, руководитель столярной мастерской: «Во время обучения я понял, что нужно вложить много сил для создания тактильных моделей. Мне понравилось, что дали вводный курс, поскольку до этого я не совсем осознавал контекст незрячих и слабовидящих людей. По работе мне не хватило мастерской. Хотелось бы, чтобы было больше инструментов. Хорошо, что все модели собирались по разным технологиям, это расширяет мой инструментарий как проектировщика и архитектора».

Соня Варданян, архитектор — студент МАРХИ, художник: «Довольно часто в своей сфере я сталкиваюсь с темой инклюзии. Для меня эта школа — хороший толчок погрузиться в эту сферу. В школе мне всё понравилось. Это новый отдельный мир. Здорово, что нас всего шесть человек. Маленькая компания была настроена на дискуссию и продуктивную работу. В ближайшее время я смогу применить работу с древесиной, металлом. Смогу теперь создать модели, которые можно будет вынести на улицу, и они продолжат свое существование».

Анастасия Перевозчикова, специалист компании «Геопозитив»: «Для меня стало открытием, что макет должен быть действительно антивандальный. Макет должен быть крепким, и его нужно защищать и укреплять. В создании тактильных макетов очень много нюансов. По своей работе я планирую заказывать тактильные модели, и теперь я буду более уверенна при составлении технического задания для них».


Made on
Tilda