Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
Инклюзивная детская площадка.
Еще одним подпроектом, относящимся к доступной архитектуре, было создание инклюзивной детской площадки. Вновь перед архитекторами была поставлена масштабная и амбициозная задача:

  • создать детскую площадку, доступную в том числе для детей с разными видами инвалидности таким образом, чтобы она способствовала коммуникации разных детей;
  • создать детскую площадку, доступную в том числе для детей с разными видами инвалидности таким образом, чтобы она способствовала коммуникации разных детей;
  • представлять собой арт-объект, имеющий возможность множественности интерпретаций;
  • вписываться в ландшафт арт-парка, в социальный и культурный контексты «Никола-Ленивца»;
  • обладать терапевтическими объектами для детей с особыми потребностями, которые в то же время будут привлекательны и интересны для всех
Ниже приведено техническое задание, написанное архитектором арт-парка «Никола-Ленивец» Антоном Кочуркиным, с комментариями куратора инклюзивной программы Марины Потаниной и представителя сообщества родителей детей с синдромом Дауна Евгении Сенницкой (выделены курсивом).
Техническое задание.
Задачи по инклюзии:

Архитектурная среда должна предлагать доступность для детей с разными формами инвалидности.

Пространство должно способствовать коммуникации этих разных детей.

Аудитория: дети от 0 до 12 лет.

Тип проекта: концепция — от привлеченного архитектурного бюро, реализация КБ «Проект Никола-Ленивец» совместно с бюро-подрядчиком. Площадку необходимо спроектировать с соответствующими ГОСТ, предполагающими ежегодный осмотр площадки негосударственными организациями.

Место строительства площадки: участок к юго-востоку от Кольцовского пруда. С севера граница идет по холму, с юга — по дороге в Кольцово. Вдоль дороги планируется высадить кусты сирени в качестве зеленой ограды.

Состав площадки:

Модуль 1: 2–3 объекта. Одним из объектов могут быть качели, так как они хорошо ассоциируются с образом детской площадки.

Модуль 2: горка-дом. Горка должна учитывать:

  • возможность подняться на нее без использования ног (возможные решения: приспособления для лазания, веревки, лестницы, по которым удобно карабкаться, любые другие варианты подъема);
  • широкую площадь для скатывания, чтобы можно было спускаться поперек;
  • широкое место в конце спуска с горки. Это место, куда можно будет пересесть, скатившись, и перебраться на коляску или где можно просто подождать.
Также горка должна учитывать следующие условия:

  • Игровой контекст. Например, горка — это часть корабля, потерпевшего крушение.
  • Многофункциональность. Горка одновременно и туннель для ползания, и убежище.
  • Часть спусковой зоны горки нужно сделать ребристой для усиления сенсорного отклика.
Модуль 3: объект, где происходит взаимодействие с водой.

В объекте с водой должны присутствовать следующие механизмы: накачать воду на верхний ярус, мельница, желоб. В объекте с водой должны присутствовать разные уровни по высоте и место, куда может закатиться коляска.


Модуль 4: балансир.

Балансиры могут быть трех видов:

  • маленький — куда надо выставлять предметы разного веса, формы и удерживать ими баланс;
  • средний — удержание баланса одним человеком вместе с выполнением заданий, например, попасть в цель подвешенным на веревочку мячом, или взять слева предмет, нанизать кольцо справа, или что-то другое;
  • большой — удержание баланса тремя детьми одновременно, стоя/лежа/сидя.

Модуль 5: ванна с бобами (используется только летом).

Важно продумать доступность для тех, кто не ходит. Как они попадут внутрь? Может быть, будут поручни, или это может быть яма с бобами, которая будет закрываться крышкой на уровне земли. При этом важно, чтобы взрослому, который сопровождает ребенка, тоже было удобно пользоваться объектом. Варианты наполнения ванны: фасоль гладкая и холодная, деревянные шарики с идеальной гладкой поверхностью, каштаны.

Модуль 6: песочница двухуровневая.

Песочница должна быть разной по высоте и иметь место, куда может закатиться коляска.

Модуль 7: необходимо запланировать столы или грядки с лекарственными растениями в теплый сезон. На зиму растения убираются.

Модуль 8: следует предусмотреть место для жестовой таблицы.

А также навигацию, которая объяснит значение каждого объекта. Это может быть объект, который будет развивать коммуникацию детей на площадке. Дактиль должен быть включен в контекст органично, например, комикс, где среди обычных букв и букв на английском языке используется дактильная азбука.

Модуль 9: скамейки для отдыха взрослых.

Модуль 10: полоса препятствий.

При взгляде на полосу должно быть понятно, где начало и конец, например, отметками на земле. Финальной отметкой может быть проход под аркой с душем из лент, по подвесной сетке и другое. Важно предусмотреть разные препятствия для детей с разными потребностями.

Модуль 11: качели круглые, «самолет» (вид гамака с большим отрезом ткани, куда можно завернуться, как в кокон).

Модуль 12: сенсорные дорожки или сенсорная стена для взаимодействия детей друг с другом и поверхностью.

Этапность реализации: мы планируем реализовать на первом этапе площадку из двух-трех объектов, а далее в течение нескольких лет реализовать остальные части площадки.


Архитектор-подрядчик.
На этот раз Антон Кочуркин, главный архитектор арт-парка «Никола-Ленивец» выбрал в качестве подрядчиков архитектурное бюро АФА. По словам Антона, выбор был достаточно очевидным: «Архитектурное бюро АФА накопило солидный опыт в создании детских площадок. Среди его проектов были громкие проекты, такие как тематический "Сочи-парк" и детская площадка "Салют" в парке Горького. Также это архитектурное бюро, которое при создании детских площадок консультируется с детскими психологами, они имеют разнообразный международный опыт».
Архитектор бюро Ксения Голованова отмечает, что полученные навыки и компетенции — результат плодотворного сотрудничества с компанией Richter, специализирующейся на создании детских игровых пространств и участвовавшей в разработке европейских нормативов детских пространств.
Концепция инклюзивной детской площадки.
Принципами проектирования инклюзивной площадки в «Никола-Ленивце» стали:

  • учет потребностей и интересов разных возрастных групп;
  • фокус на высокой игровой ценности;
  • поддержка допустимого уровня риска;
  • учет уровней активности посетителей;
  • вовлечение в общение, диалогичные игры.

При проектировании площадки архитекторы учли сложный ландшафт территории: в нем присутствовали поляны, холмы сложных форм и тропа-канава. Архитекторы использовали сложность пространства, потому что его неоднородность создавала допустимое препятствие для детей, преодоление которого вызывало удовольствие от процесса прохождения.

Накопленный опыт архитекторов бюро АФА дал основание считать детскую площадку компромиссом опасного города, не предназначенного для игр, и детской потребности через игру познавать мир, социализироваться и удовлетворять свои эмоциональные потребности. Однако архитекторы утверждают, что в форме компромисса детские площадки не нужны, детям нужны место и партнеры для игры.

Проектируя детскую площадку для «Никола-Ленивца», архитекторы внимательно работали с его контекстом.

В «Никола-Ленивце» слишком большие расстояния для ребенка, архитекторы разместили игровое пространство вблизи ключевых элементов инфраструктуры.

Детям сложно найти друг друга и организоваться в арт-парке, архитекторы проектировали площадку таким образом, чтобы она стала точкой притяжения детей, чтобы каждый смог найти себе там компанию для игр.

Арт-объекты могут выглядеть привлекательными для лазания, но быть не предназначеными для этого, не безопасными, поэтому архитекторы проектировали игровое пространство таким образом, чтобы удовлетворить детские потребности в различных способах передвижения и взаимодействия со средой.
Архитекторы не оставили без внимания курс арт-парка на построение доступного пространства и учли, что детям с особенными возможностями здоровья требуются не только развлекательные объекты, но и терапевтические. При этом архитекторы спроектировали эти объекты так, чтобы детям без ОВЗ тоже хотелось играть и взаимодействовать с этими объектами.

Центральным элементом площадки, решавшим художественные, идеологические и функциональные задачи, стал «забор».

Для взрослого человека забор, граница — разметка своей и чужой территории, защитное сооружение, охраняющее его собственность, а для ребенка граница, грань — зона возможностей, источник интересного и основа для игры. Взаимодействуя с границей, ребенок учится и развивается.

Кроме того, сплошной забор делает территорию внутри эксклюзивной, открытые ворота интегрируют во внутреннее пространство «гостей», «чужаков», а вот если забор повалить, то останется разметка игровой площадки, но она станет доступной каждому, а сами границы станут объектом детского исследования и игры.

Открытые, не огороженные пространства «Никола-Ленивца» слишком большие для ребенка, забор позволяет вернуть ребенку чувство безопасности и осознания себя в пространстве.

Также архитекторы выразили приверженность ценностям инклюзии в форме взаимодействия архитектуры объекта и среды. В отличие от «взрослых» арт-объектов парка, детская площадка «вытекает» из окружающего пространства, среда и объекты равны по значимости и взаимодействуют друг с другом.

Спроектированная площадка доступна для детей с разными особенностями:

  • с особенностями передвижения;
  • для глухих и слабослышащих;
  • для незрячих и слабовидящих;
  • с особенностями ментального и эмоционального развития.

Вход.
При проектировании входной зоны на детскую площадку архитекторы обратились к детской непосредственности и отказались от его торжественности. Ребенок, чтобы попасть на площадку, может заползти, перелезть, пройти нагнувшись, протиснуться или «впечататься» в единственный стандартный проем.


Модуль «Диалоговый».
Архитекторы учли, что не все дети легко заводят знакомства: кто-то стесняется, кто-то использует разные языки общения. Центральный элемент этого модуля — вращающиеся кубики с алфавитами на одной из четырех граней, на которых размещены:

  • буквы — язык взрослых;
  • картинки — язык детей;
  • шрифт Брайля — язык слабовидящих;
  • дактиль — азбука русского жестового языка, на котором общаются глухие.
Стороны модуля связаны между собой окошками и переговорными трубами.




Модуль «Убежище».
Архитекторы также учли, что детям нужно свое укромное место, где они могут поиграть или побыть сами с собой для успокоения. В «Убежище» расположены и терапевтические части — две параллельные палки, которые являются отличным тренажером прямолинейной ходьбы, согласованной работы рук и ног, тут можно ходить практически самостоятельно, без помощи взрослого.




Модуль «Звук».
В данном модуле использованы различные звукоизвлекающие элементы, которые могут воспроизводить разные по характеру звуки: пологие трубочки из дерева разной длины позволяют создать мелодию, тарелочки из металла позволяют извлечь звонкие звуки, а барабаны — глухие звуки с эхом.




Модуль «Качели».
Качели помогают развить вестибулярный аппарат. Качели-гнездо могут вместить сразу несколько детей и доступны детям с различными особенностями и потребностями. Качели-коконы, напротив, дают возможность спрятаться, качаться и наблюдать со стороны детям, которым некомфортно играть в группе.
Модуль «Вода».
В этом модуле детям, чтобы поиграть с водой, нужно сначала ее добыть: качели-перевес с насосом и водяная бочка подают воду в верхнюю точку «забора», где каскадами через водяные мельницы вода спускается вниз. Поток воды можно регулировать, меняя повороты лотков на нижних уровнях, и направлять в нужную для игры сторону. В результате вся вода выливается в игровые столы — доступные для малышей и детей в инвалидных колясках.
Модуль «Песочница».
Разноуровневая песочница позволяет детям на инвалидной коляске играть на одном уровне с остальными. Небольшая кнопка и форсунка для подачи воды добавляют песочнице игровую ценность и раскрывают возможность игры с мокрым песком.
Модуль «Рельеф».
Игра на «Рельефе» учит ребенка работать с возможностями собственного тела — подняться наверх разными способами и спуститься вниз по поверхностям с всевозможными фактурами. Подъем с зацепами и канатами по краям дает возможность пользоваться «Рельефом» детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Модуль «Путь».
В проекте есть путь, не доступный детям на инвалидных колясках, но важный для терапии детей с ментальными нарушениями и РАС. В него входят разноуровневые пеньки, тактильная тропа на рельефе, туннели разного диаметра.
Центр площадки.
В самом центре — площадка, свободная от всего для формирования различных сценариев. Тюки сена для отдыха родителей и в роли конструктора для детей. Терапевтический сценарий предполагает использовать незакрепленные элементы для баланса. В фестивальном сценарии это место используется для проведения игр или установки детского арт-объекта.
Форма «Забора».
На всем протяжении забор строится по единому принципу с целью создания единой формы — доски из горбыля с зазорами и «выбитыми» глазками для добавления прозрачности. Разнообразие забору придают игровые элементы. По верху, при возникновении окошек и проемов, длина досок скачет.
Заключение.

Как было понятно из технического задания, в этом году было реализовано несколько объектов инклюзивной детской площадки. Однако это слишком важный проект для арт-парка «Никола-Ленивец», поэтому постепенно на площадку будут добавляться дополнительные модули, которые будут доступны разным детям с разными потребностями и помогут им в игре, развитии и терапии.
Made on
Tilda