Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibility
Инклюзивность на мероприятиях.
Инклюзивность фестивалей.
Команда «Никола-Ленивца» ежегодно проводит крупные фестивали — международный фестиваль лэнд-арт «Архстояние» и фестиваль современного искусства для всей семьи «Архстояние Детское», Масленицу и другие значимые мероприятия. Каждое из этих мероприятий посещают по несколько тысяч человек, это визитные карточки «Никола-Ленивца», поэтому, безусловно, важно, чтобы эти мероприятия были доступными для людей с разным опытом. Для организации доступности фестивалей куратор инклюзивной программы Марина Потанина разработала чек-лист (набор рекомендаций), необходимый для того, чтобы сделать мероприятие инклюзивным.

В чек-лист инклюзивного мероприятия вошли следующие требования:

  • выложить исчерпывающую и понятную информацию о доступности мероприятия для людей с разными видами инвалидности на сайт;
  • предложить людям перед мероприятием проинформировать о своих особых потребностях, чтобы организаторы помогли создать наилучший опыт участия в мероприятии;
  • создать площадку для сидящих зрителей с доступом для людей на инвалидных колясках;
  • организовать субтитры или перевод на русский жестовый язык;
    организовать доступные туалеты для людей с ограниченной подвижностью;
  • организовать тихое пространство, чтобы люди могли побыть наедине и сбросить накопившийся от пребывания в людном и шумном месте стресс;
  • организовать сбор информации о проявлении агрессии на мероприятии;
  • обеспечить доступность к услугам бара для людей, которые не могут дотянуться до высокой барной стойки;
  • сделать бесплатные билеты для людей, сопровождающих людей с инвалидностью.

Для обеспечения доступности фестивалей команда арт-парка реализовала подпроекты инклюзивной программы «Никола-Ленивец. Доступно. Для всех», связанные с архитектурной доступностью. Постройка правильных дорожек, пандусов, специально спроектированных туалетов и душевых, кемпинга и инклюзивного арт-объекта обеспечила возможность всем посетителям фестиваля удовлетворить основные потребности: поесть, сходить в туалет, поспать, принять душ (это важно, так как фестивали длятся несколько дней) и поучаствовать в мероприятиях.

Также куратор инклюзивной программы Марина Потанина провела несколько тренингов по работе с людьми с особыми потребностями для сотрудников парка, а Лена Федосеева проводила тренинг по сопровождению незрячих посетителей в парке. Кроме сотрудников организовывать крупные фестивали помогают волонтеры. Для них специальные тренинги проводила менеджерка отдела инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж», авторка социокультурных проектов Мария Щекочихина.
«В рамках подготовки фестивалей "Архстояние" и "Архстояние Детское" я проводила тренинги по пониманию инвалидности для сотрудников парка, организаторов и волонтеров фестивалей. В ходе тренинга обсуждались различные модели понимания инвалидности, этикет, особенности восприятия информации людьми с различными формами инвалидности и инструменты адаптации пространства и информации для людей с различными формами инвалидности. Основной задачей было отработать коммуникативные ситуации, с которыми чаще всего сталкиваются сотрудники в работе с посетителями с инвалидностью (навигация, сопровождение, оказание разного типа помощи и пр.). Для волонтеров была подготовлена специальная памятка по взаимодействию с людьми с инвалидностью в формате "Как следует и как не следует себя вести во время коммуникации с людьми с инвалидностью". Также вместе с организаторами и волонтерами предметно обсуждались инструменты адаптации, подходящие к тому или иному кейсу.

Каждый тренинг длился полтора часа. Всего было проведено три тренинга. Тренинг делился на теоретическую и практическую части. В течение первой половины тренинга слушателям предлагалась теория о моделях понимания инвалидности и инклюзивных практиках, в течение следующей половины тренинга с участниками отрабатывались коммуникативные ситуации и прорабатывались наиболее сложные кейсы. Так, например, я рассказывала слушателям тренинга, что делать в случае, если у посетителя возникает сенсорная перегрузка и, как следствие, посетитель испытывает стресс и дискомфорт, как нормализовать рабочий процесс в соответствии с планами ведущего мастер-класса, если посетитель перестает следовать этому плану и мешает другим посетителям принимать участие в мероприятии», — поделилась опытом проведения инклюзивных тренингов Мария Щекочихина.

Как написано ранее, инклюзивность фестивалей складывается из архитектурной и информационной доступности и навыка команды взаимодействовать с людьми с особыми потребностями. Это результат как значительных инфраструктурных изменений, требующих большого количества времени и ресурсов, так и точечных решений, но при отсутствии которых вся ранее проделанная работа может быть перечеркнута.


Инклюзивный мастер-класс на фестивале «Архстояние Детское».
Подпроект «инклюзивный детский мастер-класс» имеет огромное значение, ведь темой мастер-класса стало обучение походным навыкам. В самом начале мы говорили, что природа не инклюзивна, и, с одной стороны, человек, взаимодействуя со средой, может адаптировать ее под себя, а с другой, наоборот, может научиться выживать в сложных условиях. Инклюзивный детский мастер-класс по обучению походным навыкам проводил основатель и инструктор «Натуральной школы» Алексей Ширшов.

Вот рассказ Алексея об этом опыте: «"Натуральная школа" на фестивале "Архстояние Детское" проводила обучение походным навыкам. Задача состояла в том, чтобы показать родителям и детям, независимо от здоровья и особенностей развития, их возможности. Поход, вылазка, прогулка в природной среде доступны и полезны. Просто нужно хорошо подготовиться.

Мастер-класс и был посвящен подготовке и последующему мини-походу. Устанавливали и собирали палатку, раскладывали и собирали спальники и коврики, собирали рюкзаки и разжигали огонь с помощью разных средств.

Подготовка происходила в кемпинге "Натуральной школы" во второй день фестиваля "Архстояние Детское", а затем мы пошли в поход по территории национального парка. Через какое-то время начался ливень и мы установили палатку, в которой и спасались от дождя. Кто-то успел поспать в спальнике, кто-то попытался разжечь огонь под проливным дождем.
На мастер-классе было семь детей с родителями, а в поход пошли уже без родителей. Оказалось, что современное снаряжение очень удобно и с ним легко справляются дети, а вот самое сложное — это быть вместе, что-то делать и общаться с другими в одном месте. Особенно если в группе есть дети с особыми потребностями.

Также были мастер-классы по приготовлению пищи на костре и семинар для родителей и детей по тому, что делать, если потерялся, и как не потеряться. После него дети учились ориентироваться, используя компас. На семинаре было около 30 человек.

Проведение мастер-классов обеспечивали четыре инструктора на небольшую группу детей. Это самое главное в плане адаптации для людей с ограниченными возможностями здоровья — внимание и поддержка каждому участнику. Кроме того, все инструкторы имели опыт проведения мероприятий с детьми с дополнительными потребностями и учились и брали консультации у людей, специализирующихся на работе с такими детьми».

Помимо обучения практическим навыкам, проведенный мастер-класс взаимодействовал с очень важными чувствами и эмоциями участников: обучение давало чувство свободы, уверенности и в то же время сопричастности к команде людей, оказавшихся в такой же ситуации.