Архстояние

С первого Архстояния, которое состоялось в 2006 году, началась фестивальная история Никола-Ленивца. Вот уже десять лет этот фестиваль – самое узнаваемое событие лета в парке.

Фото: arch.stoyanie.ru

Ощутить и осмыслить территорию Никола-Ленивца по-новому в разные годы помогли приглашенные архитекторы, художники и кураторы, среди которых Тотан Кузембаев, Юрий Аввакумов, Юрий Григорян, Евгений Асс, Борис Бернаскони, Александр Бродский, Франсуа Рош (Франция), Сами Рентал (Финдландия), Адриан Гезе (бюро West 8, Голландия), Дмитрий Гутов, Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский, Олег Кулик, Катя Бочавар и другие. 

Год за годом Архстояние расширяет рамки экспонирования объектов архитектуры и искусства в ландшафте, предлагая новые формы сосуществования перформанса, медиаарта, парка и свободного творчества. Традиционно фестивальные объекты становятся частью постоянной экспозиции Никола-Ленивецкого парка или уезжают из Калужской области на другие площадки, передавая им особую атмосферу Архстояния.

Постоянными организаторами «Архстояния» являются Некоммерческое Партнерство «Проект Никола-Ленивец», продюсер Юлия Бычкова и куратор Антон Кочуркин. Автор концепции фестиваля – Василий Копейко.

Сайт фестиваля

 

СМИ об Архстоянии'2016

«Ведомости»Фестиваль «Архстояние» прибавил деревне Никола-Ленивец несколько новых объектов

«Еще одно сильнейшее впечатление от нынешнего «Архстояния» – «Секретный перформанс» Ольги Кройтер. Она на несколько часов настолько слилась с природой, что, видя обмотанный прозрачной пленкой ствол дерева и зная, что там, на высоте, за слоями полиэтилена должна находиться девушка, все равно не веришь глазам своим.

ForbesПохороны «Гелендвагена»: как парк «Никола-Ленивец» стал убежищем от страха и войны

«Сбылась заветная мечта: я сижу за рулем Mercedes-Gelandewagen G500 AMG и жму на газ. Рычит мотор битурбо, стрелка дрожит на 5 000 оборотов, в динамиках играет “Гражданская оборона”. Правда, машина закопана под землей, и я залез в нее через люк в крыше. Перед лобовым стеклом толща глины, наружу выведены две трубы, одна для забора воздуха для двигателя, вторая для выхлопных газов. Это “Закопанный Гелендваген”, один из объектов ежегодного фестиваля лэнд-арта “Архстояние” в деревне Никола-Ленивец под Калугой, темой которого в 2016г. стало “Убежище”. А что может быть надежнее в эпоху терроризма, войн и санкций, чем полувоенный “кубик”, захороненный в блиндаже, под накатом из березовых бревен? Он глух, словно танк; он суров, словно зверь, вернувшийся в свою хтоническую стихию; он архетипичен, словно почвенный миф, словно орден «землелюбов» из сорокинского “Голубого сала”».

Независимая газета«Архстояние» на плаву, или Триумфальный ракурс

«Каждый, кто хоть раз не побоялся потратить около трех часов на дорогу к “Архстоянию” в один конец, ценит это место за неповторимое сочетание сельских просторов (часть из них относится к национальному парку “Угра”) и учитывающих все особенности местной ландшафтной «анатомии» произведений искусства. Таких, что сдвинуть куда-то или перевезти – значит убить часть замысла, потому что здесь важно именно попадание в пейзаж. Когда, к примеру, уже хрестоматийная “Ротонда” Александра Бродского (ее отреставрировали благодаря краудфандингу) вписана в пейзаж с таким математически-поэтическим расчетом, что ее видно не только с главной дороги да с поля, но и сбоку, со стороны леса, через совсем небольшой просвет между деревьев. Природа и искусство дополняют друг друга».

Archplatforma.ruНе утратить рай

«Ключевым звеном на этой оси “побега в природу”, в принципе сделавшим ее возможной, стал “Вязаный мост”, перекинутый через запруду, устроенную бобрами. Это самый функциональный и трудоемкий в исполнении проект нынешнего “Архстояния”. Не имея возможности провести дорогостоящие гидрологические исследования, его авторы, архитекторы и интерны бюро Wowhaus, под началом Олега Шапиро, координатора проекта Ольги Рокаль и ведущего архитектора Есбергена Сабитова, придумали гибкую консольно-шарнирную конструкцию, способную адаптироваться к меняющимся сезонным условиям. Сначала в болотистую почву погрузили 9 блоков опор из колодезных колец, соединенных металлическими рамами. На них установили деревянные столбы, между которыми перекинули балки и горизонтальные секции моста. Секции соединены так, что могут слегка подниматься или опускаться в зависимости от изменений уровня воды».

Награды

2006: Диплом выставки «Архмосква» за лучшую некоммерческую экспозицию

2008: Диплом выставки «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома»

2008: Участие в Венецианской архитектурной биеннале проекта «Николай Полисский и «Никола-Ленивецкие промыслы»

2010: Золотой Диплом (1 место) в номинации «Объект средового дизайна» III Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству

2011: Золотой Диплом (1 место) в номинации «Объект средового дизайна» IV Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству

2012: Премия центрального федерального округа в области культуры и искусства

2012: Золотой Диплом (1 место) в номинации «Объект средового дизайна» V Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству

2013: Премия Сергея Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве»

2013: Диплом фестиваля «Золотое сечение»

ИНФОПАРТНЕРЫ ФЕСТИВАЛЯ

Как это было:

2016

2015

2014

2013